ШТРАФЫ ЗА НАРУШЕНИЕ МИГРАЦИОННОГО УЧЕТА ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН
Штраф за просроченную регистрацию иностранного гражданина — самое распространенное наказание для людей, находящихся незаконно на территории нашей страны. Но это не единственная проблема, возникающая как у мигрантов, так и у лиц, принимающих зарубежных гостей. Ответственность иностранных граждан за нарушения правил регистрации Наказание лицам, прибывшим из-за рубежа и нарушившим правила проживания и миграционного учета на российской территории установлена ст. 18.8 КоАП РФ. Штраф за отсутствие прописки или просроченную регистрацию установлен в размере 2-5 тыс. RUB. Такая же сумма взыскивается, если иностранец не может предъявить документы, подтверждающие право проживания или нахождения в населенном пункте, а также если при проверке регистрация будет признана фиктивной. Кроме штрафных санкций возможна депортация нарушителей. Взыскания выше в Москве и Санкт-Петербурге. Здесь сумма от 5 до 7 тыс. руб. Санкции возрастают, если нарушитель пойман за год второй или последующий раз — штраф: • 5-7 тыс. RUB в российских регионах; • 7-10 тыс. RUB в Москве и северной столице. Согласно административному законодательству выдворить непрописанных граждан могут даже при первом нарушении, однако обычно эта мера используется при систематическом несоблюдении правил миграционного учета. При выявлении в поступках нарушителей признаков уголовного преступления возможен арест и лишение свободы. Действия граждан будут рассматриваться согласно Уголовному кодексу РФ и международным соглашениям. Штрафы за незаконную трудовую деятельность мигрантов Поиск работы — основная причина потока представителей стран из бывшего СССР. Государственная политика в трудовой сфере направлена на защиту интересов россиян, поэтому мигранты могут трудиться в РФ только при получении патента или разрешения на работу. Трудовая деятельность без разрешительных документов наказывается штрафом и выдворением из страны. Денежное взыскание накладывается не только за отсутствие патента, но и за работу, не соответствующую разрешенной профессии, виду деятельности, должности. Сумма штрафа — 2-5 тыс. руб. (ст. 18.10 КоАП РФ). Повторное наказание — 5-7 тыс. руб. Устроиться на работу иностранцы могут только в регионах выдачи патента. При смене территории необходимо получить новый документ. Наказание принимающих лиц за несоблюдение правил миграционного учета За нарушения правил регистрации иностранцев к ответственности также привлекаются лица, направившие приглашение, предоставившие жилье и работодатели. При предоставлении помещения для проживания иностранца необходимо уведомить территориальный миграционный орган. Срок — 7 дней со дня прибытия зарубежного гостя (п. 3 ст. 20 закона №109-ФЗ от 18.07.06). Гостиницы, санатории, туристические базы, а также социальные организации подают сведения не позднее следующего рабочего дня. Штраф за несвоевременную регистрацию иностранных граждан составляет (п. 4 ст. 18.9 КоАП РФ): • 2-4 тыс. RUB для граждан; • 40-50 тыс. RUB для должностных лиц; • 400-500 тыс. RUB для юрлиц. Государственными органами, отвечающими за учет мигрантов, являются территориальные подразделения МВД РФ. Как правило, организованы специальные отделы, занимающиеся вопросами миграции. За что могут привлечь работодателя? Ответственность компаний и предпринимателей за привлечение иностранных работников очень высока. Это связано с защитой прав на труд российских граждан, контролем процессов миграции, соблюдением стандартов качества условий работы. Административный кодекс содержит большое количество правонарушений, за которые работодатель может быть привлечен к ответственности. Крупные денежные санкции для приглашающей стороны предусмотрены (ст. 18.9 КоАП РФ): • за нарушения правил транзита людей через территорию РФ (п. 3); • при неверном оформлении документов (п. 1); • за недостоверные сведения о цели визита иностранца (п. 6); • за непринятие мер для выезда приглашенных (п. 2); • при непредоставлении приглашающими жилья, медицинского обслуживания, материального обеспечения (п. 5). Отдельная статья кодекса предусматривает наказание за предоставление работы нерезидентам с нарушением установленного порядка. Рассмотрим, каков штраф за эти проступки. Незаконное привлечение к работе граждан других стран Штраф за привлечение иностранной рабочей силы без разрешения несут компании и предприниматели, незаконно использующие в своей деятельности труд рабочих из других стран. Наказать за наличие иностранных работников могут не только компании, но и обычных граждан. Штраф за трудоустройство мигранта без патента или разрешения на работу составляет (ст. 18.15 КоАП РФ): • 2000-5000 р. для граждан; • 25 000-50 000 р. для ответственных лиц; • 250 000-800 000 р. для компаний. Помимо денежных взысканий предусмотрено приостановление деятельности юридического лица на срок от 14 до 90 суток. Дополнительные санкции действуют при привлечении рабочих без специального разрешения (для визовых стран) или неуведомлении контролирующих органов. Порядок пребывания иностранных граждан в России Правила учета резидентов других стран установлены Постановлением Правительства РФ № 9 от 15.01.07, разработанным в соответствии с законом «О миграционном учете…» Согласно нормативному акту, иностранцы и лица, не имеющие гражданства, должны быть зарегистрированы по месту жительства или месту пребывания. Сроки постоянной и временной прописки устанавливаются с учетом разрешенного периода проживания мигранта, а также времени пользования жилым помещением. Без прописки на территории России допускается находиться до 7 дней. Увеличенный срок предусмотрен для мигрантов из некоторых стран СНГ. Гражданам Таджикистана разрешено не вставать на учет в течение 15 дней. Представители Белоруссии, Армении, Казахстана, Киргизии имеют право не регистрироваться 30 дней. Нанимать гостей из зарубежья можно только если у них есть патент или разрешение на работу. При трудоустройстве представителей «визовых» стран работодатель должен оформить квоту, приглашение, рабочую визу и другие документы.
Какие действия должен осуществить работодатель для постановки иностранного гражданина на миграционный учёт, это разовое мероприятие, или это периодически выполняемые действия? Постановка на миграционный учет представляет собой разовое действие. Однако это не единственная обязанность, возложенная на работодателя в связи с использованием труда иностранцев. Согласно п. 42 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. № 9, при изменении срока пребывания принимающая сторона или иностранный гражданин обязаны уведомить об этом миграционную службу в течение трех рабочих дней, представив письменное заявление в произвольной форме с приложением заполненного бланка уведомления о прибытии и копий необходимых документов. В связи с этим, если срок пребывания иностранца в России будет продлен, об этом необходимо уведомить миграционную службу. Так, временно пребывающий безвизовый иностранец продлевает срок своего пребывания, оплачивая патент. Соответственно, каждый раз при оплате иностранцем патента на следующий месяц (или более длительный срок) работодатель обязан уведомить миграционную службу о продлении срока его пребывания в России. Как поставить на миграционный учет временно пребывающего иностранца, въехавшего на территорию России без визы? С момента въезда иностранного гражданина на территорию России возникают следующие обязанности. Иностранец при пересечении границы должен получить и заполнить миграционную карту. Принимающая сторона, как правило, работодатель, а в исключительных случаях сам иностранец с целью постановки на миграционный учет должны направить уведомление о прибытии в Россию в общем случае не позднее семи рабочих дней со дня въезда иностранца. Такие правила установлены статьей 25.9 Закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ, пунктами 1, 2 и 3 ст. 20 Закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ. В отношении граждан отдельных государств предусмотрены специальные сроки уведомления для постановки на миграционный учет: Гражданам государств, которые входят в Евразийский экономический союз, и членам их семей разрешено не вставать на миграционный учет в течение 30 суток с даты въезда в Россию (п. 6 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., ст. 1 Соглашения между Россией и Республикой Армения от 11 июля 2014 г., ст. 3 Соглашения между Россией и Республикой Беларусь от 24 января 2006 г., ратифицированного Законом от 27 октября 2008 г. № 186-ФЗ, ст. 1 Соглашения между Россией и Республикой Казахстан от 7 июня 2012 г., ратифицированного Законом от 14 марта 2013 г. № 27-ФЗ, Договор о присоединении Киргизии к Евразийскому экономическому союзу от 29 мая 2014 г., ч. 4 ст. 15 Конституции РФ); граждане Республики Таджикистан могут не вставать на миграционный учет по местопребыванию в течение 15 дней с даты въезда в Россию (ст. 1 Соглашения между Россией и Республикой Таджикистан о порядке пребывания граждан Республики Таджикистан на территории РФ, ратифицированного Законом от 28 декабря 2013 г. № 393-ФЗ); граждане Украины могут не вставать на миграционный учет, если срок их временного пребывания в России не превышает 90 дней (ст. 1 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан РФ и Украины от 16 января 1997 г., письмо УФМС России по г. Москве от 20 октября 2014 г. № МС-9/21-9045н). Соответственно, если граждане Украины въезжают в Россию на более длительный срок, то встать на миграционный учет они должны в общем порядке. Уведомление о постановке на миграционный учет можно направить тремя способами: - доставить лично в территориальное отделение по вопросам миграции; - через многофункциональный центр; - почтовым отправлением. Такой порядок предусмотрен пунктом 22 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. № 9. Общий порядок постановки на миграционный учет и направления уведомления о прибытии осуществляется в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. № 9. Детальный порядок прописан в Административном регламенте, утвержденном приказом МВД России от 23 ноября 2017 г. № 881. По общему правилу срок пребывания иностранного гражданина, временно пребывающего на территории России в безвизовом порядке, ограничен сроком в 90 суток как суммарно, так и непрерывно в течение каждого 180-дневного периода. Однако этот срок считают продленным, если ему выдали патент, продлили срок действия патента или переоформили его. Такой порядок следует из положений пунктов 1–2 и абзаца 2 пункта 5 статьи 5 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ. По истечении срока пребывания безвизовый иностранный гражданин обязан выехать из России (п. 2 ст. 5 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ). Внимание: за неисполнение принимающей стороной обязанностей по миграционному учету предусмотрена административная ответственность. Ответственность установлена частью 4 статьи 18.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях и предусматривает наложение административного штрафа: на организацию (принимающую сторону) в размере от 400 000 до 500 000 руб.; на должностных лиц организации в размере от 40 000 до 50 000 руб. При этом, если нарушения установлены в отношении двух и более иностранцев, ответственность наступает в отношении каждого иностранного лица. Нужно ли повторно уведомлять миграционную службу, если срок пребывания иностранца, прибывшего на территорию России в порядке, не требующем получения визы, продлен, например, в связи с переоформлением патента? Да, нужно. Срок пребывания (проживания) сотрудника-иностранца относится к собираемым и хранимым сведениям об иностранце (п. 9 ч. 1 ст. 9 Закона от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ). При изменении этих сведений работодатель или иностранный гражданин обязаны уведомить об этом миграционную службу в течение трех рабочих дней, представив письменное заявление в произвольной форме с приложением заполненного бланка уведомления о прибытии и копий необходимых документов (п. 42 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. № 9). Таким образом, если срок пребывания сотрудника-иностранца, прибывшего на территорию России в порядке, не требующем получения визы, продлен в связи с переоформлением патента, то необходимо уведомить миграционную службу о данном изменении.